пятница, 9 июля 2010 г.

«Я стараюсь открыть в женщинах то, что мужчины в них не открыли»

Василиса Ундалова — журналист, психолог, актриса, писатель. Каждый ее день насыщен событиями, которых с лихвой хватило бы на несколько жизней. Судьба преподносит ей сюрпризы — приятные и не очень.
Первые Василиса принимает с благодарностью. Из жизненных уроков выносит бесценный опыт, которым щедро делится на тренингах. И некоторые секреты она
открывает нашим читательницам.



 — Василиса, чему вы учите на своих тренингах?

Моя жизнь складывалась очень по-разному, поэтому на тренингах я учу тому, что сама прошла и поняла. Я даю практические советы, как выйти из критических ситуаций. Например, что делать, если человек остался один в не- знакомой стране, без документов? Или попал в милицию, или вышел на вокзале в незнакомом городе и хочет начать свою жизнь заново? Как выбрать свою профессию, как правильно искать людей? Какие правильные слова гово- рить в определенных ситуациях? Я называю это ключами — ключами к дверям, к жизни, к ситуациям. Просто не все знают, как ими пользоваться.

— Давайте поговорим о критических ситуациях. Можете привести пример из своей жизни? И как вы справились?

Обстоятельства сложились так, что я в 14 лет оказалась в Югославии без родителей, без средств, без документов. В стране — военное положение, а я одна. Я всегда исполь- зую любые возможности знакомиться с людьми. У меня было шапочное знакомство с человеком, который мне в дальнейшем помог. Через него я узнала, где находится штаб российских войск, которые привозили гуманитарную помощь. Меня приняли, и какое-то время я жила в гумани- тарном лагере. Ко мне очень по-рыцарски относились. А самый главный генерал помог мне уехать. Мою фотогра- фию вклеили в паспорт водителю автобуса, который ехал через Украину, и я ехала как его третья дочь. Но я была не- совершеннолетняя. Если бы мне было 18, то выход был бы другим.

— То есть универсального способа нет? Но может быть есть что-то, на что человеку опираться в таких критических случаях?

Я воспитана в православной вере, и мне очень нравится фраза из Библии: по вере воздастся. Когда ничего нет — остается только это. Самое важное в таких ситуациях — не паниковать, не опускать руки. И помните, что вы не одни в этом мире. Всегда вокруг есть люди, к которым можно обратиться за помощью. Не бойтесь просить. Пять раз откажут, а на шестой получите помощь.

Ищите людей, которые вам искренне посочувствуют, только они и смогут поддержать. Любая другая помощь, идущая не от сердца, а от каких-то меркантильных интересов или чего-то еще, не оборачивается добром.

— А если ситуация не критическая, а просто что- то в жизни не устраивает? Вроде бы, объективно все хорошо, а субъективно душа просит чего-то другого? Есть у вас рецепт на этот случай?

Вы сейчас имеете то, что когда-то страстно желали. Вселенная ваше желание выполнила, а вы забыли ее по- благодарить. Привыкли к тому, что имеете, и опять недовольны. В вашей голове стоит ограничитель — планка, которую когда-то вы сами поставили. Прошло время, вы дотянулись до этой планки и, возможно, уже забыли об этом. Так вот, пришло время поднять ограничитель или убрать его совсем. Но для начала полезно оглянуться назад и вспом- нить те обстоятельства, при которых вы себе эту планку поставили. Что вас окружало в тот момент. Вспомнить то состояние, в котором вы принимали решение. Скорее всего, окажется, что вы изменились и сильно отличаетесь от себя прежнего. Ставьте цели, исходя из сегодняшнего дня, и ищите в себе инструменты для их достижения. В каждом человеке заложен огромный арсенал инструментов, а пользуемся мы лишь малой частью этого богатства.

Конечно, вам для этого понадобится смелость и умение рисковать. Выйти из налаженной ситуации бывает сложно даже очень смелому человеку. Для достижения любой цели нужна отвага. Нет такой цели, для достижения которой не нужна смелость, даже чтобы написать стихи и прочитать их любимому человеку.

— Где брать смелость?

В себе. В примере людей, которыми вы восхищаетесь  А нам редко нравятся люди, которые ничего не добились в жизни. Неважно — это пример человека, с которым вы общаетесь, или нет. Если такой человек есть в семье, то это очень хорошо, потому что по протоптанной дорожке идти легче. Сначала по проторенной, а потом уже самостоятельно. Если такого человека в вашей семье нет, то можно брать примеры великих известных людей. И желательно представителя своего пола. Для женщин — это другие женщины, для мужчин — другие мужчины.

Для меня всегда самым главным учителем была и оста- ется моя мама, так же она являлась для меня на протяжении всей жизни главным примером силы и смелости. Родители не дали мне образования, квартиры и материальной базы — всего этого я добилась сама, но научили бороться, жить, любить и быть счастливой.

Мама, кстати сейчас болеет раком груди. Но я точно знаю, что мы с этим справимся. Терять жизнь мы, разумеется не собираемся!

— Давайте на конкретных примерах рассмотрим. Допустим, что делать, если не устраивают отношения с мужчиной, который рядом?

Надо сменить мужчину. Это миф, что можно воспитать взрослого человека. Но сначала определите, почему данный человек находится рядом с вами, какое качество в вас притянуло его в вашу жизнь. Это необходимо, чтобы не повторить ошибку.

— Легко сказать поменять. Разрушить просто. А где потом найти себе пару? И кто даст гарантию, что с новым мужчиной все сложится? А вдруг будет хуже?

Во-первых, надо четко осознать, какого мужчину вы хотите видеть рядом с собой, а чего точно не приемлете в отношениях. Например, агрессии, алкоголя, злости, хамства. Таких отсекайте сразу, не тратьте на них время.

Я когда искала второго супруга, плохо представляла, как он будет выглядеть внешне, это, я считаю, имеет треть естественное значение. Я села и написала, какие достоинства хо- тела бы в нем видеть и что могу дать в ответ на каждое его желаемое качество. Заказ был выполнен, я встретила такого человека, какое-то время получалось жить хорошо.

Во-вторых, никуда не ходите в компании с подругами. Здесь не имеет значение, подруга лучше вас или хуже, старше или младше. Человеку нужно освободиться энергетически. В-третьих, бывайте там, где есть мужчины. Например, на профильных выставках. Придумайте себе легенду, что вы пришли с братом и потерялись. Увидели симпатичного мужчину — не бойтесь подходить, просить о помощи, говорить комплименты. Мужчины падки на красивые слова гораздо более женщин. Возможно, потому что им их редко говорят.

— В нашем обществе принято, что инициатива
должна исходить от мужчины…

Никогда не считала, что мне все должно само идти в руки. Чтобы что-то получить, надо потрудиться, чтобы познакомиться, тоже надо сделать какие-то движения. Ничего страшного в проявлении инициативы нет. Если ничего не получилось, тоже не стоит расстраиваться.

Но если в вашей душе и вашем сердце место все еще занято, то встретить кого-то намного сложнее. Сначала надо освободить место. Хоть и говорят, что клин клином вышибают. Но все-таки шансов будет больше, когда место в вашем сердце уже освободилось.

И не бойтесь, что о вас кто-то плохо подумает. Ну и что, что сегодня вы пошли в кино с одним, а завтра с другим. Берите пример с мужчин. Они подобными вопросами не озабочены и прекрасно себя чувствуют. Нужно не бояться искать, чтобы найти в итоге то, что подходит. Тогда будет больше счастливых женщин, больше гармоничных пар и меньше разводов.

— Давайте поговорим о работе. Сейчас кризис, найти работу — непростое занятие. Люди держатся за свои места и рады, что работа есть. Нравится она или нет — дело десятое. Или тоже предлагаете менять?

Что касается работы, то я убеждена, что нелюбимую, плохо оплачиваемую надо менять. Или искать новые возможности на текущем рабочем месте. Составьте список того, что вы умеете делать еще. То же самое предлагают на лидерских бизнес- тренингах. Запишите десять видов деятельности, которыми хотели бы заниматься. Человек всегда выбирает только то, чем он может заниматься. Как правило он не рассматривает те виды приложения своих сил, где не будет успешен.

Люди делятся на тех, кто идет за кем-то, и тех, кто идет впереди и несет фонарь. Василиса среди тех, кто освещает путь другим, особенно женщинам на доро- ге к их счастью. «Я люблю наших женщин. Они очень сильные, они отдают мужчинам колоссальное количе- ство энергии и времени. Женщины — это поддержка и опора мужчин. А мне хочется поддержать «слабый» пол. Я стараюсь открыть в женщинах то, что мужчины в них не открыли. Женщина — это богиня, она должна знать и помнить об этом», — говорит Василиса.

Беседовала Ольга Розак, Журнал "Твой психолог".